Смерть звезды

Жизненный путь любой звезды пролегает от рождения до смерти. Одни звезды медленно гаснут, другие погибают, взрываясь.

ТОПЛИВО ИССЯКАЕТ

Звезда излучает свет потому, что в результате реакций ядерного синтеза водород преобразуется в гелий и высвобождается огромное количество энергии. Но запасы водорода когда-то иссякают. В центре звезды гелий сжимается, а внешние слои (газовая оболочка) расширяются и охлаждаются, при этом звезда меняет цвет с белого на красный. Такая увеличившаяся остывающая звезда называется красным гигантом. Когда ядро больше не в состоянии удерживать огромную красноватую, сильно разреженную оболочку, она отрывается от звезды и уплывает в пространство.

От звезды остается только плотное белое ядро. Так образуется маленькая горячая звезда - белый карлик. Он постепенно охлаждается до тех пор, пока не перестанет светить. Такая звезда называется уже черным карликом.

НЕОБЫКНОВЕННОЕ ЗРЕЛИЩЕ

У звезд, которые намного крупнее Солнца, яркий финал. Став красным гигантом, звезда продолжает расширяться до красного сверхгиганта. Кажется, что загорелась новая звезда. Поэтому это явление называется вспышкой «сверхновой». После взрыва остается маленькая, но очень плотная нейтронная звезда (пульсар) или при огромной массе оставшегося от звезды ядра - черная дыра.

ПУЛЬСАРЫ

Нейтронные звезды проявляются как пульсары. Это очень плотные, быстро вращающиеся остатки взорвавшейся звезды, излучающие частые импульсы радиоволн в виде пучков. Современные приборы позволяют обнаружить излучение пульсаров в далеких глубинах космоса. Плотность пульсаров так высока, что осколок пульсара размером с кулак весил бы больше всей Земли.

Смерть звезды

ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ

Черные дыры - явление столь же поразительное, как и вспышка сверхновых. Они образуются, когда гигантское ядро взорвавшейся массивной звезды катастрофически быстро сжимается к центру с такой силой, что притягивает к себе все, в том числе и световые волны. Ничто не может преодолеть притяжение черной дыры. Были обнаружены черные дыры разных размеров. Ученые полагают, что вблизи черной дыры время подвергается необъяснимым изменениям. Более подробное изучение черных дыр может в будущем привести к изобретению путешествий во времени.

▲ Крабовидная туманность представляет собой остатки сверхновой - взорвавшейся звезды. Этот взрыв наблюдали с Земли в 1054 г. С тех пор свет туманности потускнел.

▲ Жизненный цикл звезды: газы и пыль уплотняются (1), образуя новую звезду (2). Звезда размером с наше Солнце (3) светит около 10 млрд лет. Затем она остывает, превращаясь в красного гиганта (4), от которого в конце концов остается маленький, но горячий белый карлик (5).

▲ Эта диффузная туманность расположена внутри созвездия Стрельца. В ней образуются новые звезды. Изучая туманности, ученые получают ценную информацию о жизни и смерти звезд.

▲ Свет от черных дыр не отражается, однако ученые умеют определять их местонахождение. Черная дыра притягивает газ от ближайшей звезды, который образует вокруг дыры ореол в виде крутящегося диска. При вращении газового диска газ нагревается и испускает рентгеновские лучи, которые можно обнаружить с Земли.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии: