Предисловие: Марксизм и глобальные проблемы современности

Проблемы, получившие сегодня наименование глобальных, в той или иной мере сопутствовали становлению и развитию современной цивилизации. Так, уже на первых этапах общественно-исторического развития человек сталкивался с продовольственными трудностями, достаточно сложно решались энергетические проблемы, вставали проблемы и социально-экологического характера; на протяжении многовековой истории человечества все более обострялись проблемы войны и мира.

 

Однако то, что было в прошлом, ни в какое сравнение не может идти с противоречиями глобального масштаба современной эпохи. Взаимосвязь и взаимозависимость исторически сложившихся глобальных проблем формируют новый феномен - систему глобальных проблем современности, не имеющую прецедента в прошлом.

 

Одной из особенностей этой системы является обострение противоречий между обществом и природой, которые приобретают экстремальные формы в условиях буржуазного общества в рамках цивилизации, основанной на частнособственнических принципах развития. Именно в эпоху глобальных проблем современности острота и глубина противоречий, присущих капиталистическому обществу, достигают таких масштабов, что с полным основанием можно говорить, во-первых, о кризисе его фундаментальных ценностей и установок и, во-вторых, о жизненной необходимости преобразования всего человеческого сообщества в соответствии со всемирно-исторической концепцией, предложенной марксизмом и подтвержденной практикой реального социализма.

 

Исследование фундаментальных вопросов развития цивилизации является давней и органичной традицией марксизма. Именно марксисты явились во многих случаях инициаторами теоретических и практических разработок в области глобальных проблем современности. В противовес буржуазно-реформистскому пониманию сущности и значения глобальных проблем, проявившемуся, в частности, в исследованиях под эгидой так называемого Римского клуба, марксисты активно разрабатывают диалектико-материалистическую концепцию глобального развития.

 

Марксисты фиксируют по существу три основные группы глобальных проблем: во-первых, группу интернациональных проблем, связанных с основными социальными общностями человечества; во-вторых, группу проблем, относящихся к системе взаимоотношений между человеком и природой; и, наконец, в-третьих, группу проблем, касающихся непосредственно перспектив человека, его будущего.

 

Попытаемся показать эвристическую ценность марксизма, его важное прогностическое и методологическое значение при анализе генезиса и перспектив развития проблем глобального масштаба на примере двух первых групп.

 

Маркс сформулировал целостную концепцию общественного прогресса, взяв за основание развитие материального производства. В диалектико-материалистической концепции становления современной цивилизации капитализм предстает как закономерный этап всемирно-исторического процесса, важнейшим элементом которого выступает интернационализация хозяйственно-социальной деятельности общества. Под воздействием капитала начинается активный процесс преодоления национальной замкнутости в сфере как материального, так и духовного производства. Его «великое цивилизаторское влияние» заключается в том, что плоды деятельности «отдельных наций становятся общим достоянием», разрушаются национальные предрассудки и ограничения.

 

Стремление капитала к интернационализации социальных, экономических и социокультурных процессов наталкивается, однако, на его внутренние противоречия, обусловленные его природой.

 

С одной стороны, «всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга» создают объективные возможности для большего удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. С другой стороны, развитие капиталистического общества оборачивается против индивидуума; «человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости». Внутренние противоречия, характерные для капитализма, являются одной из объективных причин того, что именно угнетенные силы призваны самой историей занять ведущее положение в системе процессов интернационализации.

 

Пролетариат, подчеркивали основоположники марксизма, интернационален по своей сущности. Авангард рабочего класса - коммунисты «выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата».

 

Однако интернациональные функции рабочего класса, как показали основоположники марксизма, реализуются отнюдь не в рамках политики классового сотрудничества, а в процессе последовательно активной борьбы пролетариата за собственные классовые интересы, отстояв которые рабочий класс получит возможность практического разрешения проблем, возникающих перед обществом в целом. Как говорил В. И. Ленин, «социализм теперь смотрит на нас через все окна современного капитализма, социализм вырисовывается непосредственно, практически...».

 

Развитие и расширение процесса интернационализации логически и исторически неизбежно ведет к уничтожению капиталистических социально-экономических отношений, базирующихся на частнособственнических принципах хозяйствования, т. е. реализуется тенденция к созданию «единого, по общему плану регулируемого пролетариатом всех наций, все-мирного хозяйства как целого...». Эта тенденция, как предвидел В. И. Ленин, подлежит дальнейшему становлению и полному завершению при социализме, интернационализирующем экономическую, политическую и духовную жизнь человечества. Развитое социалистическое общество представляет собой высший для современной истории этап интернационализации общественной жизни, объективная база которой постоянно расширяется; постоянно возрастает значение социалистического содружества, в рамках которого - и это предвидел В. И. Ленин - развиваются «высшие формы человеческого общежития». Их суть в том, что материальные и духовные потребности трудящихся масс всех стран и народов «будут впервые удовлетворены в интернациональном единстве».

 

Еще в 70-х годах XIX в. Маркс, как бы прогнозируя процесс социалистической интеграции, предсказывал интернациональную координацию общественных форм при социализме. Тенденция к интернационализации хозяйственно-производственной, научно-технической и социокультурной деятельности человечества, выявленная основоположниками марксизма, является одним из выражений объективного характера процесса сотрудничества стран с различным общественным устройством. И как бы ни складывалась конкретная политическая ситуация на планете, международное сотрудничество при решении проблем глобального масштаба выступает неотъемлемым элементом реалистического и конструктивного подхода к современным и перспективным процессам мирового развития. Тем самым глобальные проблемы становятся еще одним существенным интернационализирующим фактором, определяющим направления взаимоотношений между противоположными социально-экономическими системами.

 

История природы и история людей, подчеркивали основоположники марксизма, находятся в диалектической взаимосвязи, ибо человек является закономерным результатом развития природы, ее органической частью. Марксистский естественноисторический подход как раз и исходит из тех «природных основ и тех их видоизменений, которым они, благодаря деятельности людей, подвергаются в ходе истории». Именно природа является предпосылкой и условием генезиса, развития и существования человека (и общества). Во все исторические эпохи, подчеркивал Маркс, процессы воспроизводства осуществлялись не только в результате деятельности человека, но и благодаря «производительной силе самой природы». Природа участвует в воспроизводстве человека на всех ступенях его развития в качестве материально-энергетического источника, формирует пространственно-временные границы лежит в основе этико-эстетических переживаний индивидуума и т. п. Человек начинает выделять и утверждать свою родовую сущность, отличать себя от животного мира лишь тогда, когда начинает производить необходимые средства к существованию. С появлением человека начинается история «очеловеченной» («второй») природы, преобразованной в соответствии с потребностями общества и его целевыми установками.

 

В процессе развития и становления докапиталистических общественно-экономических формаций происходила существенная эволюция взаимоотношений между человеком и природой. «Во всех формах общества, - подчеркивал Маркс, - где господствует земельная собственность, преобладают еще отношения, определяемые природой».

 

Выявляя доминирующее значение естественных факторов на определенных этапах общественного развития, основоположники марксизма отвергали вместе с тем «культ природы», жестко географически детерминированный подход к анализу формирования социальных структур.

 

Первичные «крупные формы» антагонистических обществ, предшествующие капиталистической общественно-экономической формации, рассматривались Марксом как структуры, характеризующиеся известным единством природных (естественных) и социальных (общественных) отношений.

 

Социальные преобразования, происходящие в сельскохозяйственном производстве, стали, с одной стороны, новой ступенью для удовлетворения всевозрастающих материальных человеческих потребностей, а с другой - основой, говоря словами Маркса, отделения земли в качестве условия производства от собственника. По мере развития материального производства происходит все большее освобождение человека от непосредственной зависимости от стихийных сил природы. Вместе с тем в процессе освоения человеком природы происходит дальнейшее укрепление его взаимосвязей с нею, все интенсивнее вовлекаются в хозяйственный оборот, сферу человеческой жизнедеятельности ее вещество и энергия.

 

Основоположники марксизма, анализируя генезис, становление и развитие антагонистических общественно-экономических формаций, показали, что в процессе естественноисторического развития происходит усиление противопоставления человека и природы. Это противопоставление, приобретающее при капитализме поистине антагонистические формы, является, как подчеркивал Маркс, не результатом труда вообще, но отчужденного труда. В основе появления отчужденного труда (и человека) лежит экономическое отчуждение индивидуума, вызванное развитием и укреплением института частной собственности.

 

Человек отнюдь не властвует над природой; все его «победы» над ней, имея двоякое значение и последствия, весьма условны и относительны, отмечал Энгельс. Речь идет, во-первых, о прогнозируемых последствиях, т. е. о тех, которые можно предвидеть на данном естественноисторическом уровне развития общества, и, во-вторых, о непредвиденных последствиях, которые зачастую «уничтожают значение первых». Поэтому вся условность и относительность понятий «победы» (или «господства») по отношению к природе заключаются в том, разъяснял Энгельс, что человек в отличие от других существ имеет предпосылки для познания природных закономерностей и рационализации «вмешательства» в естественные природные процессы. Однако условия функционирования капиталистического общества не создавали объективных предпосылок для рационального характера взаимоотношений между человеком и природой.

 

Противоречие между общественным характером труда и частной формой присвоения в условиях капитализма, особенно в высшей его стадии - империализме, проявляется наиболее рельефно и разрушительно, ибо производительные силы капитализма не могут идти ни в какое сравнение с производительными силами предшествующих общественно-экономических формаций. Несоответствие капиталистических общественных отношений характеру и уровню развития производительных сил выступает в форме антагонизма как между пролетариатом и буржуазией, так и между человеком и природой.

 

Преодоление конфронтации между человеком и природой, доведенной капиталистическим способом производства до крайности, преодоление социально экологических противоречий рассматриваются марксизмом как процесс ликвидации антагонизмов в рамках отношения «человек - общество - природа» на новой социально-экономической, научно-технической и социокультурной основах.

 

По мере усиления воздействия общества на природу все четче обозначались проблема отказа от частнособственнических принципов развития, необходимость сознательного регулирования взаимоотношений с природой и поддержания экологического баланса, благоприятного для человека, а также обеспечивающего возможность существования будущих поколений. Конструктивное и эффективное решение этой проблемы обусловлено возможностями сознательного и планомерного регулирования взаимоотношений между человеком и средой его обитания, т. е. особенностями общественного строя. Только социализм несет с собой принципиальные возможности для преодоления остроты противоречий в системе «человек - природа».

 

Разумное управление социально-экологическими процессами, на принципиальную возможность которого указывали основоположники марксизма, представляет собой не только способ преодоления усиливающегося напряжения между обществом и природой, но и необходимое условие для неограниченного во времени и пространстве существования биосферы как естественной среды обитания человека.

 

Развитой социализм на практике доказывает, что человечество действительно способно успешно идти по пути установления гармонии между человеком, обществом и природой, открывая перед современной цивилизацией перспективы подлинного торжества идеалов интернационализма, гармоничных взаимоотношений между человеком и природой, принципов гуманизма. С коммунизмом грядет дальнейший расцвет производительных сил общественного труда и наиболее полное развитие человека.

 

Одной из характерных особенностей развития человечества на пороге третьего тысячелетия является возрастание масштабности процессов, происходящих в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. Усиливается интернационализация этих процессов, обостряются взаимоотношения между человеком и природой, повышается статус проблемы человека, растет заинтересованность в перспективах цивилизации. Основоположники марксизма впервые выявили эти тенденции, обосновали их комплексный характер, наметили основные направления развития в период революционного перехода от капитализма к социализму и коммунизму. Ныне глобальные проблемы принадлежат к числу тех задач, для которых, по словам Маркса, «материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления».

 

Глобальные проблемы, концентрируя в себе противоречия и сложности современного этапа развития цивилизации, являются объектом острой идеологической борьбы. Усиление интернациональных процессов, внимание к социально-экологическим проблемам как в социалистических и капиталистических, так и в развивающихся странах в восприятии буржуазных авторов оборачивается зачастую абсолютизацией представлений о «коллективизации человечества», «планетизации общества», «глобализации сознания» и т. п. При этом глобальные проблемы трактуются нередко как сугубо общечеловеческие, т. е. при анализе затушевывается их социально-классовая сущность. В этих условиях при рассмотрении современных и прогностических тенденций мирового развития, характеризующих взаимоотношения человека, общества и природы, огромное значение имеет разработка марксистско-ленинской концепции глобальных проблем, основывающейся на выявлении диалектической взаимосвязи общего и особенного, интернационального и национального, общечеловеческого и классового. Глобальные проблемы, как подчеркивают марксисты, обостряясь именно в условиях раскола мира на две противоположные обществен-' но-экономические формации, решаются в процессе непримиримой борьбы двух систем, отражающей основные противоречия современной эпохи.

 

Вместе с тем марксисты считают, что конструктивного разрешения глобальных проблем следует ожидать на путях международного сотрудничества. И не случайно расширяется движение сторонников мира; его приверженцы используют в благородных целях, как и предвидел В. И. Ленин, «мирные чувства не только рабочих и крестьян», но и «благоразумных представителей буржуазии и правительств».

 

В материалах XXIV, XXV, XXVI съездов КПСС, выступлениях руководителей партии и государства была выявлена система глобальных проблем современности, намечены принципиальные пути их разрешения. В трудах советских и зарубежных марксистов конца 1970-х - начала 1980-х годов дается обстоятельный анализ различных сторон глобальных проблем, исследования которых приобретают все в большей мере комплексный характер.

 

Выделим условно несколько основных направлений изучения глобальных проблем, а именно: философско-методологическое, связанное с разработкой понятийного аппарата, введением глобалистики в систему современного научного знания;

 

естественнонаучное и научно-техническое, в рамках которых рассматриваются актуальные проблемы научно-технического развития, возникшие в процессе становления НТР;

 

социально-экономическое, акцентирующее внимание на выявлении специфики современных общественных процессов, обусловленных реализацией преимуществ социалистических принципов хозяйствования и обострением противоречий в условиях частнособственнического развития;

 

политико-идеологическое, анализирующее главным образом воздействия всего комплекса глобальных проблем на политический климат эпохи, социокультурные процессы действительности;

 

прогностическое, ориентирующееся на выявление перспективных тенденций развития отдельных глобальных проблем и их совокупности (в его рамках выделяется моделирование процессов глобального развития) ;

 

критическое, связанное с анализом буржуазных концепций, теорий и представлений, касающихся различных аспектов глобальных проблем.

* * *

 

Особое значение приобретают исследования глобального характера в географической науке. Конструктивное направление в географии все в большей мере ориентируется на анализ всей системы глобальных проблем современности. Это касается не только традиционно географической проблематики (охрана природы, рациональное природопользование и т. п.), но и сравнительно новых для географии вопросов войны и мира, глобальных прогнозов.

 

Глобальное направление в географических исследованиях делает лишь первые шаги. Перед географами, как, впрочем, и перед другими учеными, возникает проблема комплексных исследований, требующих интегрированных усилий представителей естественных, технических и общественных наук, овладения знаниями на «стыке» наук о природе и обществе.

 

И данная работа представляет одну из попыток выполнить такое комплексное исследование; концептуальный аппарат географического знания распространяется в ней на изучение и анализ наиболее актуальных проблем современного мира.

 

Член-корреспондент АН СССР И. Т. Фролов

 

 

"ЭТОТ КОНТРАСТНЫЕ МИР", С.Б. ЛИВРОВ Г. В. СДЙСЮК

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий