Экономика против экологии (Часть 1)

Масштабы давления на среду определяются ростом человечества, развитием производительных сил в эпоху НТР, массой выбросов промышленных и бытовых отходов. В 1970 г. общий объем загрязняющих среду отходов составлял

 

 

40 млрд. т, к 2000 г. он может увеличиться более чем до 100 млрд. т, т. е. в 2,5 раза, а мы уже отмечали, что это не только лимитирует производство (электроэнергии, продовольствия), но и грозит необратимыми последствиями для климата, почв, водного баланса, атмосферы.

 

Проблема охраны среды и ресурсов глобальна, но мы справедливо говорим об экологическом кризисе в капиталистических странах, поскольку они отличаются наивысшим уровнем загрязнения природной среды. Максимальное загрязнение в главных индустриальных капиталистических странах сказывается на всей экологической ситуации в мире, ибо ни в атмосфере, ни в Мировом океане нет границ, останавливающих этот процесс.

 

Один из целлюлозных заводов в Канаде выбрасывает тучи дыма и параОдин из целлюлозных заводов в Канаде выбрасывает тучи дыма и пара

 


Один из целлюлозных заводов в Канаде выбрасывает тучи дыма и пара
В связи с усилением контроля за состоянием окружающей среды в развитых странах многие монополии и транснациональные корпорации стремятся перенести «грязные» производства на территорию развивающихся стран. При этом наносится ущерб экосистемам субтропических и тропических районов, отличающимся особой хрупкостью, и не решается глобальная проблема борьбы с загрязнением окружающей среды

 

Но цепочка «дальнего действия», начавшаяся от заводских районов и прошедшая через осадки — внутренние воды, не заканчивается на этом. На кислых почвах в растительность особенно активно «внедряется» кадмий. Чем они кислее, тем активнее он воспринимается растениями, тем больше опасность попадания его в человеческий организм. В нормальных условиях его содержание в почве не выше 0,1 мг на 1 кг, но в некоторых районах ФРГ оно доходит до 50 мг. Возможные последствия понятны... (3)

 

Обелиск Клеопатры, Привезенный в 1890 г. из Египта в Нью-Йорк, сейчас выглядит так: на восточной стороне его можно отчетливо увидеть надписи и рисунки, а на западной они давно стали неразличимы. Причина: преобладание западных ветров, приносящих «кислые дожди» и химические загрязнители. За 90 лет своего пребывания в Нью-Йорке обелиск куда больше разрушился, чем за 3500 лет в Египте...

 

Ограничить воздействие «кислых дождей» на здоровье человека и природу необходимо уже сейчас, считают специалисты. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят промышленно развитые страны Запада, определила и нужную для этого сумму — 1,5 млрд. долл. Она совсем не так велика — меньше, чем военные расходы США за 2 дня...

 

«Гора отходов у Хьюстона является сегодня самой большой возвышенностью прибрежной равнины Техаса»,— пишет Д. Медоуз (4). Американские стандарты, конечно, являются крайними, но Западная Европа «отстает» от них не сильно.

 

Экономика в условиях капитализма обычно получает приоритет над экологией, фетишизм экономического роста побеждает все другие соображения...

 

Корни экологической проблематики всеобщи и глобальны — НТР, увеличение техногенного и антропогенного давления на среду. Но почему они неизбежно трансформируются в кризис при капитализме? «Капиталистический способ производства, международные отношения в мире капитализма обусловили остроконфликтный, кризисный характер проявления проблем природных ресурсов в этой части земного шара. Господство монополий, цикличность капиталистического производства, однобокая ориентация научно-технического прогресса, главным образом по направлениям, обеспечивающим быстрейший оборот капитала и максимальные прибыли, милитаризм — все это серьезно препятствует решению насущных проблем природных ресурсов» (5).

 

Погоня за прибылью и неограниченным экономическим ростом, определяемая монополиями, навязывание фальшивых стандартов и идеалов «общества потребления», природа, рассматриваемая как супермаркет, — вот характерные черты «экологической практики» Запада...

 

Свалки мусораСвалки мусора

 


Свалки мусора, консервных банок, автомобильные кладбища стали неотъемлемой чертой пригородного ландшафта в США и странах Западной Европы. США держат рекорд в этом плане: в «обществе потребления» на человека приходится около 2 т отходов в год. Иногда эти свалки содержат самые ядовитые вещества (в частности, диоксин), как это недавно было обнаружено в ФРГ. Около 2000 мусорных свалок в США признаны опасными для здоровья людей и для нормального состояния окружающей среды.
 
Порой современные свалки сравнивают с нечистотами, от которых задыхались жители средневековых городов

 

Рассмотрим коротко две связанные между собой «цепочки» следствий энергетической и транспортной политики Запада. Нефтяной бум привел к гигантскому росту морских перевозок нефти, быстрому расширению танкерного флота и «взрывному» увеличению размеров судов. Самый большой танкер, плававший в 1954 г., имел водоизмещение около 30 тыс. т дедвейт, ныне же имеется несколько судов водоизмещением более 500 тыс. т. «Поток» танкеров достигает максимальной «густоты» у побережья Африки, но он достаточно велик и на севере Франции; в районе Бреста за день проходит 185 судов. Каждая катастрофа супертанкера в открытом море влечет страшные экологические последствия — загрязнение морской воды у побережий, пляжей. Еще более драматичны последствия катастроф в эстуариях рек.

Крупнейшие территориальные сгустки нефтепереработки возникли в переуплотненных агломерациях Западной Европы, США, Японии. Только в районе Роттердама — Антверпена сконцентрированы нефтеперерабатывающие заводы общей мощностью более 190 млн. т — почти треть всей нефтепереработки ЕЭС.

 

По оценкам, в 1980 г. в мире насчитывалось 420 млн. автомобилей. В 1950 г. в несоциалистических странах производилось 10 млн. автомашин, в 1963 г. — уже 20 млн., в 1969 г. — 30 млн., а в 1983 г. — 33,5 млн. машин1'. Особенно динамично было развитие японской автопромышленности; производство машин там увеличилось с 32 тыс. в 1950 г. до 11 млн. в 1983 г. А это означает, что «плотность» автомобильного парка во многих развитых капиталистических государствах превышает плотность населения в некоторых достаточно плотнонаселенных странах. В ФРГ, например, средняя плотность автомобильного парка превышает 100 машин/км2, следовательно, в агломерациях она превышает 250—300 машин/км2, т. е. достигает средней плотности населения ФРГ в целом. В итоге загрязненность воздуха в городах на 50—60% определяется именно «моторизацией» жизни, и даже самые серьезные меры по очистке промышленных загрязнений не могут принести оздоровления, как это было, например, в Лос-Анджелесе с его печально знаменитым фотохимическим смогом.

 

Многие водные потоки на плато Камберленд в Аппалачах (США) окрашены в красный цветМногие водные потоки на плато Камберленд в Аппалачах (США) окрашены в красный цвет

 


Многие водные потоки на плато Камберленд в Аппалачах (США) окрашены в красный цвет
 
Плато Камберленд — крупнейший старый горнодобывающий район США, находящийся в состоянии депрессии. Загрязненная вода несет яды из отвалов пород, убивающие все живое. Лишь немногие ручьи в глубине гор еще достаточно чисты, чтобы их воду использовать для питья и приготовления пищи.
 
Качественное ухудшение вод — одна из острейших глобальных проблем современности. 1980-е годы провозглашены ООН десятилетием чистой питьевой воды.

 

По оценкам, на 6 ведущих капиталистических стран приходится 60% всех выбросов вредных веществ от автомобильного транспорта.

 

 

Транспорт является крупнейшим потребителем энергии, на его долю в США приходится около 55% потребления жидкого топлива, а в Западной Европе — около 31%. Эти стандарты жизни были навязаны и развивающимся странам. Кения, например, тратит на транспорт 65% жидкого топлива (6).

 

"ЭТОТ КОНТРАСТНЫЙ МИР", С.Б. ЛАВРОВ, Г.В. СДАСЮК

<!--[noleech] --> До вашої уваги також пропонуємо дізнатись де можно недорого купити вишиванку. Вишиванку в Києві треба купляти тільки в нашому інтернет магазині. <!--[/noleech]-->
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий