Экономика против экологии (Часть 2)

Здесь возникает кажущийся парадокс — тотальное автомобильное общество исчерпало себя, показало все оборотные стороны процесса, а мы усиливаем автомобилизацию... Советские теоретики еще в 1920-х годах, задолго до нынешних событий, предсказывали, что автомобилизация, если не развивать общественный транспорт, может повести только к краху, но порочна — это широко признается ныне и на Западе — не «моторизация» вообще, а концепция приоритета индивидуального транспорта перед общественным. Именно она создает там ряд проблем: и финансовых (строительство автострад, перестройка транспортных систем в городах), и планировочных (нелегко найти конкретные решения), и экологических (шум, загрязнение). К этому надо добавить, что даже в европейской части СССР «плотность» автомобильного парка на порядок ниже, чем в Западной Европе.

 

Экологическая проблематика всегда региональна; это проявляется в том, что имеются большие различия экологической ситуации, свои критические точки давления на среду и внутри трех групп стран, и в каждой отдельной стране.

 

Невозможно дать какой-либо один «синтезирующий» показатель давления на среду, его пока никто не изобрел, однако косвенно судить об этой нагрузке можно по «плотности» ВВП на определенной территории* «плотности» загрязняющих производств, автомобильного парка и т. д. Среди развитых капиталистических стран выделяются средние по размерам, но высокоурбанизированные, с высшей концентрацией промышленности и. инфраструктуры, большой долей загрязняющих производств. Наиболее ярким примером таких стран может служить Япония, где концентрация населения, индустрии и современной инфрастуктуры в тысячекилометровом «Тихоокеанском промышленном поясе» достигает максимальных величин, а «когай» (так называют по-японски загрязнение окружающей среды) стало национальным бедствием. На техногенные нагрузки накладываются социальные — низкий уровень санитарно-гигиенической обслуженности, скученность населения и т. д. Даже в Токио меньше 60% населения живет в домах с центральной канализацией, в Киото эта доля ниже 45%, в Нагасаки — всего 15% (7).

 

Уникальный ландшафт Европы — ватты у Фризских острововУникальный ландшафт Европы — ватты у Фризских островов

 


Уникальный ландшафт Европы — ватты у Фризских островов. 
Этой затопляемой во время приливов полосе низменных побережий грозит нефтяное загрязнение.
Мировой океан служит «отстойником» выбросов современной цивилизации. В него ежегодно сбрасывается до 20 млн. т нефти, 5 тыс. т ртути, 50 тыс. т ДДТ и т. д. Загрязнение губит биологические ресурсы океана, которые могли бы служить важным источником пополнения продовольственных ресурсов мира. Нефтяная пленка уже покрывает около 1/б поверхности океана.
 
Это усиливает отражение солнечной радиации, ведет к изменению климата. Нарушается нормальный газо- и влагообмен между водной и воздушной оболочками земного шара

 

Высока концентрация и степень загрязнения окружающей среды и в Западной Европе, например в ФРГ загрязненность воздуха намного больше, чем в других высокоурбанизированных странах. Рейн вступает на голландскую территорию мутным потоком, несущим миллионы тонн отходов гигантов химии, цепочкой протянувшихся вдоль реки на западногерманской территории.

 

Недавно еще «чистые» территории (например, предгорья Альп на юге) превратились в район массового отдыха и туризма, через который проходит самый большой транзитный поток «моторизованных туристов» в Австрию. В результате произошло загрязнение вод притоков Дуная и в одном из них — Изаре — пришлось запретить купаться. Этот запрет продлится, по оценкам печати, до 2000 г. (8).

 

Примерно 1 /3 всего загрязнения воздуха приходится на ограниченный по площади район Рура (30x40 км), где сосредоточены подавляющая часть угледобычи, металлургии, крупные электростанции и химические заводы. Экспансия индустрии на побережье, к путям подвоза импортного сырья превратила в одну из самых загрязненных частей ФРГ и районы, прилегающие к Северному морю.

 

Не избежали экологических проблем и менее индустриальные страны Западной Европы. В столице Испании Мадриде загрязнение воздуха 21 раз за год достигало величин первой ступени «тревоги» (300 мг на 1 м3 воздуха) и дважды — второй ступени (600 мг), причем на одной из площадей — таких показателей, что надо было эвакуировать население. «Туристский бум» привел к тому, что 37% испанских пляжей перестало соответствовать требованиям Всемирной организации здравоохранения (8а).

 

Правительство Греции объявило о комплексе мер по защите Акрополя от разрушения выхлопными газами автомобилей, отходами газового завода и отопительных систем, работающих на угле. За 2500 лет своего существования этот выдающийся памятник страны меньше пострадал от воды, землетрясений и пожаров, чем в течение последних лет от техногенной нагрузки. При реставрационных работах, проведенных в 1981 —1982 гг., было обнаружено, что железные крепления не выдерживают этой нагрузки, и поэтому реставраторы начали применить более устойчивый к загрязнению титан.

Конечно, в Западной Европе есть и сравнительно «чистые» страны, например Швеция, государство с невысокой плотностью населения, огромными лесными массивами и достаточно строгим экологическим законодательством. Но и здесь имеются свои беды: очень велико «импортное» загрязнение, которое составляет 50—60% его общей величины; кроме того, в последние годы отмечено сокращение лесной площади.

 

Донецк — самый чистый промышленный город мираДонецк — самый чистый промышленный город мира

 


Донецк — самый чистый промышленный город мира
 
Крупнейший город и организационный центр Донбасса, мощный промышленный узел, в котором действуют угольные шахты, предприятия тяжелого машиностроения, химии и легкой промышленности, получил в 1984 г. премию ООН как самый чистый промышленный город мира.
 
Этот современный город с широкими проспектами и многоэтажными домами вырос на месте скопления пришахтных и заводских поселков. Берега р. Кальмиус, протекающей через город, проспекты и площади украшают многочисленные парки, скверы, сады, которые занимают свыше 10 тыс. га.
 
Все лето здесь благоухают цветущие кусты роз — их высажено более миллиона. Успешно
решена проблема обеспечения чистой питьевой водой громадного промышленного центра маловодного Донбасса. Работы по охране окружающей среды в этом центре тяжелой промышленности признаны образцом для подражания во всем мире

 

«Доиндустриальность» загрязнения развивающихся стран вовсе не снимает здесь проблем охраны окружающей среды. Гипертрофированный рост агломераций, при котором население трущоб увеличивается в 3—4 раза быстрее, чем в более современных частях городов, означает, что половина — две трети городского населения живут без централизованного водоснабжения и канализации. В сельской местности развивающихся стран в таких условиях живет более 1 млрд. человек.

 

Концентрация населения в переуплотненных агломерациях и растущая «моторизация жизни» усиливают «точечное» воздействие на среду, «площадное» же воздействие повсеместно. Неограниченный экспорт пестицидов монополиями США и Западной Европы привел, например, к тому, что число жертв отравления пестицидами в развивающихся странах в 13 раз выше, чем в США (9).

 

В противовес неуправляемости экологической ситуацией в капиталистическом мире хотелось бы подчеркнуть управляемость двух процессов — размещения производства и урбанизации, характерную для нашей страны уже в течение шести с лишним десятилетий.

 

Если бы этому вопросу не было придано важного значения с первых лет Советской власти, то, вероятно, в европейской части страны в эпоху НТР сложилась бы экологическая ситуация, близкая к западноевропейской. Стратегическая линия сдвига размещения производительных сил на Восток имеет не только экономическое, но и экологическое значение.

 

 

Если бы не проводилась твердая линия на ограничение роста крупнейших городов, у нас возникали бы, возможно, экологические проблемы мегалополисов, близкие к американским.

 

"ЭТОТ КОНТРАСТНЫЙ МИР", С.Б. ЛАВРОВ, Г.В. СДАСЮК 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий