ПРЕДМЕТ ЗООЛОГИИ И ЕЕ ЗАДАЧИ

Зоология — наука об организмах, составляющих окружающий нас животный мир во всем его многообразии, а вместе с тем в единстве и во взаимосвязях. «Организм и необходимые для его жизни условия представляют единство» (Т. Д. Лысенко). В соответствии с этим нужно познать животный мир во взаимосвязях его представителей как между собой, так и с условиями их существования, в целях правильного и всестороннего использования их человеком.

 

Животные, как это будет отчасти видно в специальной части, принимают участие в формировании земной коры, т. е. в образовании почв, илов, залежей мела, известняков и т. п. Колоссально значение животного мира и в жизни человека. Многие животные доставляют человеку пищу и всевозможные продукты, используемые в различных областях практики. Огромно также отрицательное значение всякого рода вредителей в жизни и деятельности человека.

 

Общеизвестный тезис И. В. Мичурина «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача» определяет потребности зоологии, как науки.

 

Знание зоологии необходимо при решении вопросов, связанных с переделкой природы, с реконструкцией фауны в целях ее приспособления к условиям социалистического хозяйства, в целях овладения животным миром для его использования в желательную для человека сторону. Нельзя правильно решать вопросы переделки фауны, акклиматизации и выведения новых форм, если неизвестны особенности их образа жизни, взаимоотношения с условиями жизни, а также характер и особенности процессов их размножения и развития.

 

«Единство теории и практики — верная столбовая дорога советской науки», — сказал в своем докладе «О положении в биологической науке» на сессии Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (1948 г.) акад. Т. Д. Лысенко. Это положение тоже должно определять содержание зоологии как науки, тесным образом связанной с сельским хозяйством, именно с той его отраслью, которая известна под именем животноводства, а также с звероводством, получившим в СССР широкий размах именно за годы советской власти.

 

Многие стороны деятельности человека, его хозяйственной жизни и производственной практики связаны с теми отраслями зоологии, которые соприкасаются с вопросами рыболовства, рыбоводства, птицеводства, животноводства, охотничьего промысла и звероводства. Все указанные выше отрасли практики в свою очередь обогащают зоологию как науку многочисленными материалами, которые по временам систематизируются, обобщаются и получают научное обоснование в отдельных руководствах по ихтиологии, орнитологии, энтомологии, паразитологии и т. д.

 

Многочисленны и разнообразны вредители сельского хозяйства, а также паразиты и переносчики различных заболеваний. Чтобы вести с ними борьбу, нужно знать условия их развития, характер обмена веществ и взаимосвязи с внешним миром, включая сюда и неорганическую среду. Только в этом случае можно найти правильный путь для устранения приносимого ими вреда. Правильные, планомерные мероприятия по борьбе с вредителями могут быть развернуты исключительно на базе знания их систематического положения вместе с данными эмбриологии, физиологии, экологии и географического распространения.

 

Изучение зоологии, как особого раздела наук о природе, дает материал для выработки диалектико-материалистического мировоззрения, причем нужно иметь в виду, что выделение ее как науки из целостного рассмотрения природы во всей ее изменчивости, во всем ее движении, диктуется только необычайной обширностью материала. Диалектический материализм рассматривает все явления в законсмерной взаимосвязи, в движении, в развитии, путем перехода количественных изменений в качественные. Движущей силой развития служат внутренние противоречия. Только руководствуясь этими основными положениями материалистической диалектики, возможно безошибочно уяснить себе явления живой природы и, в частности, зоологии как науки о мире животных. С другой стороны, изучение жизни животного мира может служить обширным материалом для познания законов материалистической диалектики.

 

Многообразие животного мира есть результат длительного эволюционного развития как самих организмов, так и окружающей их среды. Иными словами, это многообразие обусловлено всей предшествующей историей как животного, так и растительного миров, находящихся в тесной связи с изменениями и земной коры, и климата вместе со всеми обусловливающими его факторами.

 

Зоология как наука о животных в ее историческом развитии постепенно дифференцировалась и представляет, при современном состоянии знаний, систему отдельных дисциплин, обусловленную накоплением громадного и разнообразного фактического материала.

 

Однако такая дифференциация не может вести к изоляции отдельных дисциплин; между ними обязательна внутренняя связь, так как их объединяют, с одной стороны, пронизывающая все науки об органической природе эволюционная теория, а с другой,— подчинение их всех практике, так как только практика служит «критерием истинности познания».

 

Главнейшие дисциплины, на которые распадается зоология, таковы. X истематика изучает многообразие животного мира в связи с его естественной классификацией, отражающей родственные взаимоотношения между отдельными группами животных, в свете их постепенного появления и развития во времени, иначе говоря, в историческом разрезе. Морфология изучает форму и особенности строения, а также расположение и устройство внутренних органов. Иногда последнее составляет предмет анатомии, получающей название микроскопической, когда тонкая структура органов и их частей исследуется с помощью микроскопа (распадается на цитологию — учение о клетке, и гистологию— учение об однородных комплексах клеток — тканях), и сравнительной, когда проводится сравнение строения тех или других органов в различных группах животных. Эмбриология занимается изучением индивидуального развития организмов, установлением общих закономерностей этого процесса на различных его стадиях, а также исследованием зависимостей и связей между особенностями развития и условиями существования. Организм нельзя познать, изучая только его форму, структуру его органов и постепенное развитие. Неразрывная связь организма с внешней средой выражается в постоянном использовании поступающих извне веществ, в их усвоении и в одновременно происходящем при этом разрушении, иными словами в ассимиляции и диссимиляции с сопутствующими им процессами. Таким образом, форма представляет единство с функцией, а функции, или отправления организма, служат предметом физиологии животных. Экология изучает многообразные связи между организмом и внешней средой как живой, так и безжизненной. Она, по определению К. А. Тимирязева, устанавливает полезность органа или отправления, представляя как бы экономику организма, стоящую в связи с приспособлениями его к условиям жизни. Географическое распределение и распространение различных групп животных по поверхности земного шара в связи, с одной стороны, с историей земной коры, ас другой,— с историей животного мира во взаимоотношениях его представителей с внешней средой, изучаются особой зоологической дисциплиной — зоогеографией. Палеонтология (палеозоология) исследует фауны, существовавшие в различные геологические периоды и сохранившиеся в виде окаменелостей, остатков животных в пластах земной коры различной древности, в целях выяснения отдельных звеньев и этапов эволюционного процесса. Необходимым звеном среди дисциплин, изучающих организм, нужно признать генетику — учение о наследственности и ее изменчивости, в новом творческом понимании, резко отличном от генетики зарубежных авторов.

 

 

Таковы главнейшие дисциплины, синтез которых образует зоологию как науку.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий