Развитие организма – курс зоологии

Развитие организма из оплодотворенной яйцевой клетки. Согласно положению мичуринской биологии, развитому и формулированному Т. Д. Лысенко, организм избирает из окружающей среды различные условия (т. е. пищу в широком смысле слова), ассимилирует их и строит свое тело согласно закономерностям индивидуального развития. При этом развитие отдельных клеток, различных отдельных органов в одном и том же организме требует различных условий внешней среды (понимая, под внешним то, что ассимилируется).

 

Акад. Т. Д. Лысенко, развивая свое учение о стадийном развитии, указывает, что под стадиями развития нужно понимать не само образование (развитие) различных органов и частей растения, а те этапы и качественно переломные моменты в развитии растений, без которых невозможен дальнейший нормальный путь развития, ведущий через образование различных органов и признаков к плодоношению.

 

В соответствии с этим надо строго различать, с одной стороны, рост, а с другой,- развитие. Процессы эти могут иногда как бы перекрывать друг друга, но следует иметь в виду, что одно размножение клеток, представляя процессы роста, не является еще развитием. Только при смене стадий, требующих каждая различных условий, можно говорить о развитии. «Рост есть увеличение массы, развитие же - это скорость прохождения определенных стадий».

 

В биологии с давних пор усиленно дебатировался вопрос о способах развития организма из оплодотворенного яйца. На этот счет высказывались два мнения. Согласно взглядам так называемых преформистов зародыш предсуществует в яйце и все развитие его сводится просто к росту, развертыванию, т. е. подобно тому, как развертывается и растет почка растения (Мальпиги, 1628-1694). После открытия Левенгуком совместно с Гамом сперматозоидов, преформисты раскололись на две группы: одна держалась прежнего взгляда на постепенный рост имеющего необычайно малые размеры зародыша в яйце, другая же считала, что такой зародыш в форме целостного организма находится в сперматозоиде, тогда как яйцо представляет только питательный материал.

 

В противоположность преформистам, основатель научной эмбриологии, академик Петербургской академии К. Фридрих Вольф (1733-1794) положил начало постепенно завоевывавшей все большее признание теории эпигенеза. Она основывается на том, что в яйце нет готового зародыша, в нем не заложено никаких органов или их оформленных частей, все они развиваются постепенно. Вольф писал: «Существует созидание, существует развитие».

 

В конце XIX и начале XX века воззрения преформистов воскресили в скрытой форме Вейсман и его последователи вейсманисты-морганисты в учении о неизменных носителях наследственных свойств - генах, передающихся из поколения в поколение в хромосомах. Как уже говорилось, эти ложные реакционные воззрения были в корне опровергнуты советской школой биологов во главе с И. В. Мичуриным и Т.Д. Лысенко.

 

Проф. С, В. АВЕРИНЦЕВ - Курс зоологии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий