Равновесие в ландшафтной архитектуре

Равновесие в ландшафтной архитектуре


Парковые композиции состоят из значительного числа разнообразных объектов, привлекающих наше внимание яркостью окраски, контрастностью, определенностью форм. Одни элементы надолго фиксируют наше внимание, по другим глаз скользит безразлично, и они остаются малозаметными. Полное удовлетворение от созерцания достигается лишь в случаях, когда предметы, вызывающие особый интерес, будут расположены в известном равновесии по отношению к центральной оси всей композиции пейзажа. Примером явной неуравновешенности городского ландшафта может быть случай с памятником «Клятва юности», который разработали таганрогские скульпторы В.М. и В.П. Грачевы. Он посвящен таганрогским подпольщикам, действовавшим в годы Великой Отечественной войны в период почти двухгодичной оккупации города фашистами, и был открыт накануне 40-летия освобождения города в августе 1973 года. Незадолго до этого на Всемирном конкурсе современной скульптуры, который проходил в Монреале (Канада), работа таганрожцев была удостоена гран-при. Однако горожане восприняли эту скульптурную группу неадекватно.
 

Равновесие в ландшафтной архитектуреРавновесие в ландшафтной архитектуре

 

Причина крылась в банальном. Памятник установили по оси широкого бульвара, перспективу которого замыкает историческое здание чеховской гимназии. Слева от памятника — пятиэтажное здание сталинского неоклассицизма, справа — крошечное жилое строение неопределенной стилевой принадлежности. Никакого равновесия масс! Даже те, кто не имел специального архитектурного образования, понимали, что здесь что-то не то! Пришлось срочно сносить антураж справа: на месте одноэтажного домика возвели хотя и не в стиле неоклассицизма, но вполне сомасштабное шестиэтажное здание, и иронические реплики горожан и гостей Таганрога, обозревающих этот шедевр современной скульптуры, сразу исчезли.

То же — и в природном пейзаже. Равновесие внимания к предметам может быть получено точным повторением расположения одинаковых предметов по обеим сторонам оси. В этом случае мы будем иметь дело с так называемым симметричным равновесием, применяемым исключительно в регулярных садовых ландшафтах.

Например, для уравновешивания внимания, уделяемого мощному дубу, растущему по одну сторону оси композиции, необходимо формирование с другой стороны оси молодой рощицы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий