Плавающие над водой. Глиссирующие аппараты.

Вы уже знаете, что суда с положительной плавучестью удерживаются на воде благодаря выталкивающей (или архимедовой) силе. Но существуют также корабли, которые плавают по иным принципам.

Вода не только удерживает судно на плаву, но и существенно тормозит его движение. Поэтому неудивительно, что человеку пришло в голову не плыть по воде, а планировать над ней. Подобный способ хода называется динамическим поддержанием на плаву - глиссированием.

 

Одним из технических решений, воплощающих глиссирование, является создание судна на подводных крыльях. При стоянке и следовании на низкой скорости судно на подводных крыльях удерживается на воде за счет выталкивающей силы, как и обыкновенное судно.

 

Плавающие над водой. Глиссирующие аппараты.Плавающие над водой. Глиссирующие аппараты.

Но на высокой скорости за счет подъемной силы крыльев оно поднимается над водой. Таким образом, значительно уменьшается сопротивление воды, что позволяет развивать высокие скорости.

 

Преимуществом этого способа передвижения является высокая скорость. Она достигается благодаря минимальному сопротивлению воды и отсутствию влияния волн.

 

Плавающие над водой. Глиссирующие аппараты.Плавающие над водой. Глиссирующие аппараты.

Главным недостатком глиссирования является большая вероятность аварии при столкновении с плавающим в воде предметом.

 

Основной элемент, отличающий суда на подводных крыльях, - это частично или полностью погруженные крылья.

 

Корабли с полностью погруженными крыльями более устойчивы на воде и не зависят от волнения.

 

Принципиально новым техническим решением в области глиссирования было создание судов на воздушной подушке. Принцип движения на воздушной подушке, поддерживающей судно над поверхностью воды или земли, разработал в 1927 году российский исследователь Константин Циолковский. Первое транспортное средство, использующее этот принцип, было построено в 1935 году.

 

Плавающие над водой. Глиссирующие аппараты.Плавающие над водой. Глиссирующие аппараты.

Воздушная подушка может быть образована несколькими способами. При самом простом - камерном - способе воздух, нагнетаемый вентилятором под куполообразное днище, свободно вытекает по его периметру. Чтобы уменьшить утечку воздуха, подушку ограждают погруженными в воду стенками - скегами. Суда такой конструкции называются судами скегового типа.

 

Еще более экономичным является сопловый способ образования воздушной подушки - с помощью сопел (насадок, направляющих поток воды).

 

Суда на воздушной подушке применяются в качестве транспортных и спасательных средств в труднодоступных районах. Часто они также используются в качестве военного транспорта - такое судно-вездеход может передвигаться как по воде, так и по суше.

 

Существует еще одна разновидность судна на воздушной подушке - экраноплан (от фр. ёсгап - «щит», «экран» и plan - «плоская поверхность»). Этот летательный аппарат является своеобразной смесью самолета с судном. Воздушную подушку под корпусом он создает с помощью «экранного эффекта» - набегающих потоков, отраженных от крыльев экраноплана.

 

То есть крыло таких аппаратов создает подъемную силу не за счет разреженного давления над верхней плоскостью (подобно обычным самолетам), а за счет повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров). Чем шире крыло, ниже скорость полета и высота - тем выше экранный эффект.

 

Экраноплан способный подниматься на высоту свыше 150 метров называется экранолетом.

 

Для исследовательских и туристических погружений сегодня также используется подводный самолет - батиплан. Этот аппарат, хотя и не относится к глиссирующим судам, использует подъемную силу крыльев, словно обыкновенный самолет.

 

Интересно:

 

- Одно из самых распространенных советских пассажирских судов на подводных крыльях - прогулочный теплоход «Ракета».

 

- Первые попытки создать судно на подводных крыльях были предприняты французом маркизом де Ломбером еще в 1897 году.

 

К 1930 году уже существовало несколько регулярных водных маршрутов, по которым ходили глиссеры: в Европе-по Дунаю, Эльбе, Рейну, Сене, Роне; и в Америке - по рекам Колумбии и Аргентины.

 

- Воздушная подушка - слой сжатого воздуха под днищем судна, который приподнимает его над поверхностью воды или земли, что позволяет снизить сопротивление движению из-за отсутствия трения о поверхность воды или земли. Чем толще слой воздуха, тем более высокие препятствия (волны, камни) может преодолеть судно на воздушной подушке.

 

- Судно на воздушной подушке используется как паром через Ла-Манш. На нем размещается 670 пассажиров либо 174 пассажира и 30 автомобилей.

 

Максимальная скорость, развиваемая судном над водой, составляет 120 км/ч.

 

- Первый подводный самолет, или «летающая» подводная лодка, Deep Flight был спущен на воду в 1996 году

 

- В последнее время, кроме решения военных задач (запуска ракет и перевозки танков), экранопланы используются в условиях Крайнего Севера для грузопассажирских перевозок и в качестве носителя для возвращающихся воздушно-космических самолетов.

 

 

- Идея создания подводного самолета принадлежит природе, которая создала пингвина. Подобно техническому устройству, придуманному человеком, пингвин пользуется крыльями не для полетов, а для погружения и всплытия.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий