Покорители глубин - подводные суда

Средняя глубина мирового океана превышает километровую отметку. Но даже эта ранее закрытая для человека бездна постепенно начинает раскрывать свои секреты. Этим мы обязаны подводным аппаратам - судам с нулевой и отрицательной плавучестью.

                              

С давних времен человек мечтал плавать под водой. Самым простым способом попасть в святая святых царства Нептуна был нырок с задержкой дыхания. Но совершить его способен далеко не каждый. Так что изобретатели далекого прошлого пришли к выводу: необходимо создать устройства, позволяющие человеку дышать под водой. Один из таких проектов принадлежит легендарному изобретателю эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Правда, до нас дошли только разрозненные упоминания об этом удивительном аппарате: гениальный конструктор и художник уничтожил все свои чертежи, опасаясь разрушительных последствий подводной войны.

 

Покорители глубин - подводные судаПокорители глубин - подводные суда

К преимуществам подводного способа передвижения относятся нечувствительность к штормам и льдам, а также значительная скрытность перемещения.

 

Современные подводные лодки в зависимости от применяемых двигателей бывают дизельные, электрические и атомные. Ранее всего начали применять подводные лодки с двигателем внутреннего сгорания. Главным их недостатком оказалось ограниченное расстояние подводного хода - ведь для работы дизельного двигателя необходим воздух.

 

Электрической подводной лодке воздух для двигателя ни к чему, однако, емкость современных аккумуляторов также не позволяет совершать длительных морских путешествий.

 

Наибольшую дальность подводного хода имеют атомные подводные лодки, способные не всплывать на поверхность по полгода и более. В последнее время появились также субмарины с водородным двигателем.

 

Защита корпуса - очень важный фактор для безопасности подводной лодки. Корпус должен быть герметичным и выдерживать давление воды на предельных для судна глубинах погружения.

 

Покорители глубин - подводные судаПокорители глубин - подводные суда

Подводная лодка в основном используется в военных целях. Однако, кроме того, подводные лодки также используются в качестве транспорта в труднодоступных местах и для спасательных целей. Большие (крейсерские) подводные лодки используют для запуска спутников на околоземную орбиту.

 

В последние десятилетия получили распространение туристические подводные лодки, вмещающие 25-70 человек.

 

С помощью таких аппаратов можно осматривать подводный мир на глубинах до 100 метров через иллюминаторы по бортам и большие панорамные окна в оконечностях лодки.

 

Подводные лодки могут погружаться на глубину в несколько сот метров. Однако для различных исследовательских работ этого недостаточно.

 

Но там, где оказываются бессильными субмарины, на помощь ученым приходят специальные глубоководные аппараты.

 

В основном для туристических прогулок и работ, связанных с прокладкой кабелей по дну океана, сегодня используются батискафы. Эти глубоководные механизмы способны выдерживать колоссальное давление воды и перемещаются с помощью гребных винтов, приводимых в движение электромоторами.

 

В 1950-е годы на смену батисферам пришли гидростаты. Современный гидростат представляет собой плавучую лабораторию, снабженную множеством электрических и гидравлических приборов, фото- и телевизионными установками, видеокамерами, прожекторами, наружными манипуляторами, а также устройствами, позволяющими этим аппаратам самостоятельно всплывать в случае обрыва троса. Подача электроэнергии и связь осуществляются по кабелю.

 

Покорители глубин - подводные судаПокорители глубин - подводные суда

Иногда гидростаты оборудуются гребными винтами, обеспечивающими возможность ограниченных перемещений под водой. Гидростаты предназначены для погружения на глубину до 300 метров. А для путешествий на глубину до 1000 метров используются мезоскафы - исследовательские подводные лодки.

 

Интересно:

 

- Подводной лодкой называется корабль, способный погружаться в морские и океанские глубины и совершать подводные рейды.

 

- Подводная лодка «Наутилус» - одна из первых в мире субмарин - была спроектирована и построена американским изобретателем Робертом Фультоном в 1800 году.

 

Корпус «Наутилуса» имел железное основание с деревянной обшивкой, покрытой медными листами. Под водой лодка двигалась за счет мускульной силы экипажа, а в надводном положении приводилась в движение парусом. На испытаниях, проходивших во Франции, судно проплыло 460 метров на глубине 7,6 метра.

 

- Одними из природных «предков» современных подводных лодок являются рыбы. Большинство этих «живых субмарин» имеют плавательный пузырь - особый орган, позволяющий рыбе поддерживать нулевую плавучесть (то есть не тонуть и не всплывать на поверхность). Механизм управления плавучестью современных подводных лодок в целом подобен этому органу.

 

- Настоящие «подводные лодки», изготовленные в «цехах» природы, - моллюски наутилусы. В зависимости от того, нужно моллюску всплыть или погрузиться, он нагнетает в камеры своей раковины биогаз или, наоборот, откачивает его.

 

- Максимальная глубина, на которую удалось погрузиться батисфере, составляет 1371,6 м. Этот рекорд был установлен в 1948 году американцем Отисом Бартоном у побережья Калифорнии.

 

- Батисфера (с греч. - «глубокий шар») - специальный аппарат, имеющий форму шара и предназначенный для погружения на большую глубину.

 

Батисферу опускают на тросе. Внутри она оборудована измерительной аппаратурой, системой регенерации воздуха, телефоном. Батисфера имеет несколько смотровых иллюминаторов.

 

- «Триест» - самый знаменитый батискаф. Этот аппарат первым смог в 1960 году опуститься на дно самой глубокой океанской впадины - Марианского желоба.

 

Длина поплавка «Триеста» составляет 15 м, диаметр гондолы - 2,16 м, толщина ее стенок равна 127 мм. Экипаж такого аппарата состоит всего из двух человек

 

- Батискаф (с греч. - «глубокое судно») - самый глубоководный из современных самоходных исследовательских аппаратов.

 

 

- Жак-Ив Кусто - знаменитый французский океанограф и исследователь океана, изобретатель акваланга, зачинатель дайвинга, организатор первых кино- и видеосъемок под водой.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий