Парусники. На крыльях ветра.

Большая часть нашей планеты покрыта водой. И только покорив океаны, человек полностью освоил земной шар. Первым техническим средством, позволившим начать покорение морских просторов, стал парусный корабль.

 

С незапамятных времен люди плавали на парусных судах. Историки не пришли к единому мнению, где же «родился» парусный корабль: в Древнем Египте или Китае? Однако достоверно известно, что уже около 6000 года до нашей эры на Ниле было развито парусное судоходство.

 

Парусники. На крыльях ветра.Парусники. На крыльях ветра.

Серьезный шаг в совершенствовании кораблестроения совершили древние финикийцы и греки, бороздившие на своих весельно-парусных кораблях, галерах просторы Средиземного моря. Но все мореплаватели античности остерегались заплывать в открытые воды, довольствуясь морскими походами вдоль побережья.

 

Древние египтяне первоначально умели ходить по воде только при попутном ветре. Такелаж их судов крепился на съемной двуногой - «козловой» - мачте, которая устанавливалась на палубе при подходящем ветре.

 

Дальние морские путешествия люди начали совершать только после того, как научились строить большие суда. Преодоление морских просторов занимает много времени, поэтому судно должно быть достаточно большим, чтобы вместить запасы провизии и воды. К тому же опасность представляют штормы: только крепкий и большой корабль мог противостоять разбушевавшейся стихии.

 

Очень важным этапом в деле освоения океанов стало изобретение средств ориентирования. Появление компаса стало революционным событием в развитии картографии. Существенно помогали морякам компасные карты береговой линии - портоланы, на которые наносились населенные пункты и береговые ориентиры. Однако карты-портоланы не учитывали кривизну поверхности Земли, что делало их бесполезными при плавании в океане.

 

Парусные корабли совершенствовались и развивались вплоть до изобретения паровой машины. Поэтому классификация парусных судов сохранилась с XVII - XVIII веков, которые считаются эпохой расцвета парусного дела.

 

Принято считать, что парусный корабль состоит из корпуса, на котором крепится рангоут. Рангоут - это устройство, которое держит на себе паруса, закрепленные с помощью такелажа.

 

Корпус любого судна должен быть в состоянии выдержать шторм. К корпусу парусного судна выдвигаются повышенные требования к остойчивости - способности противостоять внешним силам,- поскольку во время сильного ветра паруса с мачтами воздействуют на корпус как рычаг, увеличивая риск опрокидывания. Для повышения остойчивости в корпусе судна крепят специальный груз, балласт, или сооружают дополнительный корпус. Суда, имеющие два корпуса, называются катамаранами.

 

Парусники. На крыльях ветра.Парусники. На крыльях ветра.

Двигаясь под парусами, судно не может обойтись без руля. Обычно рули устанавливаются на корме. Чтобы изменить направление движения - курс, необходимо повернуть руль в сторону изменения направления. Большие корабли требовали применения особой системы управления - штурвальной.

 

Основные части рангоута - мачты и стеньги (продолжения мачт). В эпоху развития парусного флота мачты больших судов составлялись из нескольких ровных стволов деревьев. Современные парусные суда имеют «однодеревные» мачты - цельные конструкции из металла и пластика.

 

Первая, если считать от носа, мачта называется фок-мачтой. Бизань-мачта - последняя мачта на корабле. На кораблях с тремя и более мачтами центральные мачты называются грот-мачтами. На мачтах располагаются реи - балки, на которых крепятся паруса. Они, как и мачты, веками изготавливались из дерева. Сегодня для производства рей используют углепластик и металл.

 

В зависимости от конструкции паруса подразделяются на прямые и косые. Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые - форму треугольника или неравнобокой трапеции.

 

Для установки и крепления косых парусов используются части шпангоута (обшивка корабля) - гафели и гики.

 

Косые латинские паруса напоминают крылья птицы.

 

Такелаж парусных кораблей подразделяется на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для удерживания на месте рангоута и играет роль растяжек.

 

В настоящее время тросы стоячего такелажа, как правило, изготавливают, из оцинкованной стали или нейлона.

 

Бегучий такелаж предназначен для управления парусами, их подъема и уборки.

 

Парусники. На крыльях ветра.Парусники. На крыльях ветра.

Треугольные паруса, такие как стаксель и грот имеют одинаковую форму и состоят из передней, задней и нижней шкаторин (кромок) и углов.

 

Верхний угол треугольного паруса называют фаловым (к нему крепится фал - снасть для подъема паруса).

 

Нижний передний угол - галсовый - отвечает за крепеж паруса к корпусу судна. А нижний задний угол - шкотовый - служит для управления парусом.

 

Парусную оснастку судна видно издалека. Очевидно, поэтому наиболее распространенной является классификация судов по виду парусного вооружения и рангоута.

 

Все парусные суда делятся на две категории.

 

В первую входят крупные суда, имеющие фок-мачту и грот-мачту (вторая после фок-мачты).

 

Во вторую - малые суда, оснащенные грот- и бизань-мачтами либо вообще одной мачтой.

 

Суда первой категории оснащены прямыми либо косыми парусами или же имеют смешанную систему парусов.

 

Малые суда носят только косые паруса. Они делятся по количеству мачт на полуторамачтовые и одномачтовые.

 

К полуторамачтовым судам относятся кеч и йол. Их отличие в том, что у кеча бизань-мачта находится впереди головки руля, а у йола - позади.

 

Судно с одним парусом называется кэтом. Если в парусное снаряжение добавить треугольный парус (стаксель), то судно будет называться шлюпом.

 

В настоящее время парусные суда называются яхтами и применяются в основном в прогулочных целях. Парусный спорт был и остается одним из самых эффектных спортивных состязаний.

 

Интересное:

 

- Такелаж - общее название всех снастей судна. Как правило, это стальные тросы.

 

- Драккары (древние корабли викингов) - первые суда, регулярно пересекавшие открытый океан. В разных местах североамериканского континента находили следы, оставленные древними норвежцами. Добраться до берегов Америки эти храбрые мореплаватели могли только водным путем.

 

- Компас - прибор, позволяющий ориентироваться на местности. Изобретен он был в Китае еще в III веке до нашей эры, а в Европе появился только в XII - XIII веках. Первый компас имел очень простое устройство: в сосуде с водой плавала намагниченная иголка, воткнутая в пробку.

 

- Корабельный руль служит, для изменения направления движения судна или удержания его на заданном курсе.

 

- Фрегат - военный корабль с прямыми парусами, имеющий не менее трех мачт.

 

- Шхуна - судно с косыми парусами, имеющее не менее двух мачт.

 

 

- Бригантина, или шхуна-бриг, - судно, имеющее две мачты, с прямыми парусами на фок-мачте и косыми парусами на грот-мачте.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий